архив русскоязычной документации
Поиск   
+ события + сцена + ссылки + материалы + обновления + релизы + мнения  
Главное меню
Глоссарий
Справочник
Карта сайта
Для посетителя
Для переводчика
Для автора
Выход

English (by Promt)

Первая помощь
Купить Амигу
Как покупать?
Найти программу
Посетить форум
Амига сегодня
Свежие новости

Счётчик
Counter

Следуй за ним
AShopping Store

Реклама


Русскоязычная DemoScene.

ВИРТУАЛЬНАЯ СЦЕНА

Автор: Eugene Sobolev aka aGGreSSor^tPA (Санкт-Петербург)
Источник: PowerAmiga #6


Русская амижная сцена… Написал и задумался. Что такое русская амижная сцена? Что такое русская PC-сцена? Трудно говорить о таких неосязаемых вещах, которые вроде бы есть, а вроде бы их и нет. Это то, что если и существует, то существует, пользуясь модной терминологией — "виртуально". Поэтому облегчим себе задачу и поговорим о русской сцене вообще. "Русская сцена вообще", ребята, была, есть и будет только на Speccy…

Итак, оглянемся немного назад (вперёд?). Spectrum — единственная платформа, где реально, практически на голом месте, с момента первого появления сего творения сэра Клайва Синклера в России и по сегодняшний день, создавалась сцена, равной которой нет ни у нас (PC/Amiga), ни (я рискну утверждать подобное) за рубежом. Spectrum был первым компьютером, который проник на территорию нашей необъятной страны и стал действительно народным компьютером. В него было вложено неимоверное кол-во труда Россиян, софтверно/хардверных разработок, создано неисчислимое множество клонов собираемых на "коленке". Его архитектура и процессор изучены вдоль и поперёк, но и сегодня остались фундаментальные сценовые вопросы, связанные большей частью с методами преодоления несовместимости различных клонов Speccy, созданных здесь, в России. А большая часть тех людей, которые представляют сегодня русскую амижную сцену, состоялись, как сценеры сначала на спектрумской сцене. Благодаря им мы и можем начать этот разговор, но здесь же лежит и корень тех проблем, которые стоят перед виртуально существующей амижной сценой в России. Как развивалась сцена на Spectrum? Прежде всего, у Speccy была очень широкая география распространения. Он, грубо говоря, проник даже в те места (западным товарищам, наверное сложно такое представить), где в буквальном смысле и свет-то появился сравнительно недавно. Налаживались личные контакты между пользователями. Информация о компьютере передавалась с посылками, знакомыми, проводниками железной дороги. Организовывался самиздат, росли как грибы электронные журналы. Любой мало-мальски важный вопрос обсасывался тысячами и тысячами пользователей. Они же были и корреспондентами новоявленных спектрумских средств массовой информации. Самое главное — была поголовная заинтересованность. И это уже к 1995 году привело к тому, что знание ассемблера Z80 стало практически поголовным. Русская спектрумская сцена заткнула далеко за пояс поляцкую, перед которой сама ещё недавно преклонялась. Методики созданые здесь уникальны, они создавались, как и многое другое под Spectrum, с оглядкой на Амигу. Отсюда большое количество римейков амижных demo/intro для этой платформы. Сделать в два раза RAR? Полигональные текстурированные модели с несколькими источниками освещения? Глобальная всероссийская FTN-сеть? Векторные шрифты в painter'ах? Видео? Поиграть в стратегии класса WarCraft и стрелялки класса Doom? На эти и многие другие вопросы, русская спектрумская сцена ответила — ДА! Всё это стало доступным на компьютере имеющем 128 Kб памяти и 3,5 мГц процессор.

Теперь поговорим о русской амижной сцене. Почему процесс перетекания спектрумских сценеров на амижную сцену закончился неудачно (Вы же не будете со мной спорить, не правда ли =)? Почему тот громадный потенциал, который был наработан на Speccy, для нас — русской амижной сцены, оказался практически потерян?

Я считаю, что настоящая ситуация на русской амижной сцене сложилась под влиянием следующих факторов:

  1. Процесс перетекания сценеров со Спектрума на Амигу неудачно совпал с банкротством Commodore (не случайно?).
  2. Amiga в условиях российской действительности оказалась весьма дорогим, трудно и недешёво расширяемым компьютером. А первыми Амигами в России, были как известно A500. Импорт расширений для Амиги в страну также был весьма затруднен — "железный занавес" только-только пал.
  3. Нерасширенная Амига на фоне набирающей обороты PC-индустрии выглядела весьма непривлекательно. Сложная схемотехника делала компьютер неповторимым, неремонтопригодным и нерасширяемым (без узкоспециализированных знаний) в домашних условиях. Схемы компьютера также были недоступны. В большинстве своем PC поставлялись с винчестерами, поэтому амижная беготня с дискетками на A500/A1000/A2000 выглядела более чем странно. Сфер деятельности, которые сделали популярной Амигу за рубежом, в России тогда просто не существовало. Подросшее поколение спектрумских сценеров начало обзаводится семьями и приходилось начинать думать о завтрашнем дне, в котором, с точки зрения наших идейных руководителей, учащихся лизать западный анус, место было только для PC. Считалось, что надо ликвидировать отставание от запада и курс был взят и заказан тогда же.
  4. Разрозненные сведения о амиге попадающие в руки русским пользователям были на английском/немецком языках — если и знакомых, то по польско-английской мешанине в строчках польских демок на спектруме, а также номинально из курса средней общеобразовательной школы. А тут выяснилось, что для того чтобы сделать что-то на этом компьютере надо знать иностранный язык. Большой вклад в дело развития амижной сцены в России внес Дмитрий Михайлов, своей книгой "AMIGA #1". Но воз и ныне там.
  5. Различие платформ, как идеологическое так и архитектурное требует вживания в особый амижный мир. Не у каждого на это достало денег, времени и желания.
  6. Об Амиге представители спектрумской сцены узнавали из собственных электронных изданий, где Амига начиная с момента падения Commodore пропагандировалась с позиций: "Заткните уши, закройте глаза, вам всё равно придется купить этот суперкомпьютер! Если вы купите PC — вы там и умрете, как сценер!". Сейчас уже можно говорить о том, что вся эта самореклама была порочна и гибельна для амижной русской сцены с самого начала. Я более чем уверен, что один раз показанный спектрумскому сценеру русский Dizzy-клон на Амиге, произведет на него большее впечатление, чем 100 раз сказанное: "PC — Must Die!". Русская амижная сцена представлялась (и продолжает представляться) пользователям другим платформ, как сборище сумасбродных идиотов носящихся со своим божеством. Беда в том, что если раньше можно было привлекать пользователей на сцену русскими Dizzy, то сейчас это должен быть уже русский амижный Unreal, как минимум. Хотя с этим как раз можно и поспорить. =)

Итак, что мы имеем на русской амижной сцене? В плане демостроения, это 4-5 intro от RST7, несколько intro и одно demo от Shin'а из умершей группы L00kerHouse, несколько intro от человека ныне называющего себя Hurtman Joe, ряд потрясающих работ от Exploder'а из Extreme (ныне ушедшего в PUSH) и две intro от tPA. В плане электронных журналов (diskmags), умерший "RUH" от RUSH и "Power Amiga" от tPA. В плане издательства умершие журналы "Amiga Guide", "Новая Амига", "Мир Амиги" (хотелось бы верить, что это не так, но все указывает на это…), почти никем не увиденный "Amiga Rules". В плане прикладных программ, CBSpeccy (CodeBusters), мелкие утилитки, патчи и эмулятор БК от RDC, утилиты AmiS'a (самая популярная — eNote), да так по мелочи конвертеров/руссификаторов, перекрывающих минимум нужд русскоязычного пользователя. Из игр: "HomerSimpson in Russia" (Q-Master), "15", "ColorLines", "XQuest". Я не претендую на абсолютную объективность, но общее впечатление уже должно было сложится. Я не возьмусь описать весь инструментарий специализированный только (и специально) для нужд demomaker-а, да и просто прикладные программы, написанные русскими сценерами под Spectrum. В то время как общее перечисление произведений русской амижной сцены заняло у меня менее трети страницы.

Русская амижная сцена существует виртуально. Русский синклерист не задаётся вопросом, почему не надо писать еще одного Dizzy или демку, он пишет что-то часто для себя и среди этого "для себя" рождаются настоящие шедевры. Русские амижники, в большинстве своем, не способны даже руссифицировать существующих амижных Dizzy. По сей день нет русского перевода ни то что RKRM, но даже сколько-нибудь нормального перевода комплекта autodock KS39 (NDK). Нет и нормальных, или другими словами грамотных безглючных локализаций. Это следствие того, что русская амижная терминология совершенно не разработана. Практически нет переводов различных хардверных примочек созданных западными сценерами на отечественную элементную базу. Далее выпаивания конденсаторов, перерезания дорожек и пустых разговоров пошел один RDC (но это не повод для обожествления оного =). Нет документированного опыта использования PCMCIA-устройств и сетевых решений. Нет документированного опыта использования кроссасемблеров, компиляторов (vbcc, Storm, PhxAss, PhaseOne, AsmOne, Regina, etc), отладчиков (Enforcer, Barfly, HRtMon и даже MonAm). Документированного, как никогда актуального опыта портирования из под иксов. Откуда взяться русской амижной сцене? Вестимо, что неоткуда.

Хотелось бы дать напутствие читателям: Пишите на чем хотите и как хотите, пробуйте что хотите, переводите что хотите, о чем хотите и как хотите. И не слушайте разных твердолобых RDC, Димычей и пр. (и меня тоже не слушайте). А вы знаете, что на том же бейсикоподобном AMOS-е можно писать игрушки класса "Fantastic Dizzy", "Worms", "AlienBreed3D" (если не верите мне, просто поройтесь на аминете — там есть вполне компилируемые, ясно демонстрирующие это примеры и расширения AMOS-a)? А на BlitzBasic-е можно забацать неплохую демку, если подойти со вкусом и вспомнить то, что вам давали на занятиях вышки в универе, почитав предварительно (на ночь) "DemoDesign F.A.Q.". Ну и что, что демка будет олдскульная? Я крепко пожму лапу тому, кто сможет написать что нибудь типа "TechnologicalDeath". Главное в том, что от истории никуда не дется. И пока русская амижная сцена не обретет свою историю, не перепробует самые немыслимые подходы к компьютерному творчеству и не выработает свои, не пройдёт тот путь, который давно прошел Speccy, она не состоится, как сцена. А идти нам есть куда. Вот собственно и все, что я хотел до вас донести…



© 2003 – 12 «Русский Транзит», team PowerAmiga;
Авторские права защищены законом.

designed for any browsers! w3c html 4.01 check w3c css 1.03 check

Сайт создан в системе uCoz