[Назад] [Дальше] [Содержание]
Какой монитор подойдёт для Амиги?

Практически любой. Самое дешёвое решение — телевизор, его можно подключить тремя способами — по высокой частоте (выход RF modulator, наихудшее качество), по низкой частоте (выход Comp) и по RGB через SCART (наилучшее качество). Подойдёт любой видеомонитор от старой советской и буржуйской техники (БК, Спектрум, АГАТ, ATARI, COMMODORE, etc.). При этом получаются разрешения от 320 (362) до 1448 точек в строке, и 256-283 строчек по вертикали. При использовании так называемой чересстрочной развёртки можно получить до 566 строк — но при этом изображение будет мерцать (этот режим используется на телевидении). Multisync-мониторы (поддерживающие широкий диапазон частот развёртки) позволяют использовать разрешения вплоть до 1024x768 (драйвер HighGFX с Аминета).

VGA мониторы от PC позволяют использовать разрешения типа 640x480, а SVGA при наличии графической карты — 800x600 и более (некоторые экземпляры могут работать в 800x600 на AGA).

Как подключить (S)VGA монитор?

Покупаете 23-пиновый разъём (мама) и 15-пиновый (папа), и соединяете их короткими толстыми проводами по следующей схеме:

    AMIGA (23 pin)       SVGA (15 pin)     Hазначение сигнала

          3 ------------------ 1                красный
          4 ------------------ 2                зелёный
          5 ------------------ 3                 синий
         11 ----------------- 13         строчная синхронизация
         12 ----------------- 14         кадровая синхронизация
    16,17,18,19,20 ------ 6,7,8,10,11            земля
Собрал эту схему (или купил готовую). Amiga не запускается вообще.

Вам не повезло — Ваш монитор слишком сильно нагружает выходы синхросигнала Амиги. Купите переходник с буферной микросхемой, или поставьте самостоятельно любой буфер (например, 555ЛИ1) на сигналы строчной и кадровой синхронизации. Такой эффект наблюдается, например, на мониторе Optiquest V655.

А как работать с монитором от IBM PC? Собрал переходник, подключил, но на экране "чёрт знает что". Или вообще ничего.

Большинство мониторов от PC не утруждают себя поддержкой телевизионных частоты развёртки, которые используются в AmigaOS по умолчанию. Hеобходимо установить один из режимов, поддерживаемых монитором — к примеру, режим Multiscan. Для этого сделайте (подключив компьютер и к монитору, и к телевизору) следующее: перетащите нужные драйвера (Multiscan и VGAonly) из каталога sys:storage/monitors в каталог devs:monitors, перезагрузите компьютер и выберите режим Multiscan в ScreenMode Prefs. После этого изображение на телевизоре собьётся, зато появится на SVGA-мониторе.

Абсолютное большинство игрушек не имеют возможности изменить видеорежим и предполагают, что монитор поддерживает телевизионные частоты. Поэтому для любителей поиграть SVGA монитор "в чистом виде" не самый лучший вариант, и нужно либо приобрести специальное устройство, преобразующее телевизионные частоты в понимаемые SVGA, либо найти Multisync-монитор.

А мультисинки вообще достать реально? И стоит ли?

Если поискать, иногда можно найти. Мультисинками обычно бывают старые мониторы, которые на PC могли работать как в CGA/EGA, так и в VGA режиме. Мультисинками являются мониторы, имеющие встроенный ТВ-тюнер или VHS вход.

В общем, мультисинк для AGA — идеальное решение, поскольку позволяет использовать все возможности AGA и не иметь никаких проблем с видеорежимами программ - будет работать абсолютно всё. Кроме того, на мультисинке можно гонять любые "старые" компьютеры — Spectrum, БК, Atari…

Конкретная модель монитора - которую можно считать наиболее подходящей для AGA — "Microvitec with DMS", также известный как "чёрный кубик". Иногда попадается его же разновидность в белом пластиковом корпусе. И та, и другая модель имеют цифровые настройки, и запоминают их по отдельности для каждого экранного режима. Отличаются диагональю экрана (12" и 14" соответственно).

Что такое scandoubler, syncdoubler, flickerfixer и чем они отличаются?

Scandoubler удваивает ТВ строки, вместо одной строки с ТВ частотой он воспроизводит две строки с VGA частотой. В итоге ТВ режимы без интерлейса будут видны на (S)VGA мониторе очень похоже на DblPAL режимы. Интерлейсные режимы будут мерцать по-прежнему. Подобное устройство стоит порядка $100.

Flickerfixer в отличие от скандаблера имеет буфер на весь кадр, и это позволяет сделать из PAL режимов полный аналог DblPAL. Интерлейс полностью убирается. Стоит дороже скандаблера. Является одним из компонентов A3000.

Syncdoubler — простейшая схема себестоимостью в $1-2, схема доступна на Аминете. Позволяет увидеть на (S)VGA экране искажённую PAL-картинку, и полезна в некоторых случаях (например, при необходимости зайти в меню по двум кнопкам мыши). Для игр/demo практически непригодна.

Workbench на SVGA мониторе работает, но некоторые, вроде бы корректно написанные программы, открывая экран, норовят сбить развёртку…

Запустите IControl Preferences и установите Mode Promotion. В этом случае вместо включения режима PAL будет устанавливаться DblPAL (если он доступен в каталоге devs/monitors). Большинство современных программ имеют опцию ScreenMode, где можно выставить наиболее удобный для Вас видеорежим.

Также существуют программы типа MCP (точнее, встроенный в неё Screen Manager), позволяющие установить любой произвольный видеорежим (а не только DblPAL) для любой программы.

Режим DblPAL не работает на моём мониторе.

Впишите в иконку DblPAL следующие параметры:

     TOTROWS=0x218
     TOTCLKS=0x72
     HBSTRT=0x02
     HBSTOP=0x21

Убедитесь, что VGAonly присутствует в devs:monitors. После этого перезагрузите компьютер, запустите Overscan Prefs, и установите прямоугольник (перед этим выбрав DblPAL и нажав Edit text size) так, чтобы он совпадал с видимой частью экрана. Ширину прямоугольника увеличьте до 672 — получится разрешение 672x512. Если верхняя строка изображения не видна — сдвиньте его вниз (кнопка со стрелкой, или она же на клавиатуре).

Запишите результат. Получившийся режим нормально работает на абсолютном большинстве цифровых SVGA мониторов.

А что такое VGAonly и на что он влияет?

AGA чипсет устроен так, что для горизонтального скроллинга экрана хотя бы на один пиксел вправо, должен быть выбран ряд из 64 пикселов, последний из которых будет показан. Это означает, что время обратного хода строчной развёртки должно как минимум хватать для выборки этих 64 пикселов.

В PAL/NTSC режимах это не актуально — обратного хода хватает на всё.

В VGA режимах VGAonly управляет тем, делается эта выборка или нет.

Если VGAonly отсутствует — она делается, и со скроллингом проблем не будет.

Если присутствует — не делается, и при сдвиге экрана влево хотя бы на один пиксел слева "пропадёт" вертикальная полоса в 63 пиксела. Hо кроме минусов, очевидно, есть и плюс: а именно, возможность ставить бОльшие разрешения: на те самые 64 пиксела больше по горизонтали, либо возможность задрать частоту развёртки.

Имеется старенькая A600. Вопрос: можно ли подключить к SVGA монитору?

Можно, но… отличия ECS чипсета от AGA заключаются, например, в том, что при VGA частотах можно будет работать только в четырёх цветах (на AGA — максимум 262144 из палитры 16 миллионов). Притом — довольно медленно (с такой же скоростью, как и в 16 цветах в телевизионном режиме 640х512).

Сижу на телевизоре, ничего лучше не предвидится, а хочется 640x512 без мерцания… может есть какое-нибудь программное решение?

Программа MagicTV с Аминета более-менее решает проблему. Hо только для AGA, и работает на экранах не более чем в 16 цветов. Интерлейсное мерцание компенсируется примерно наполовину.

Кроме того, можно уменьшить эффект увеличением кадровой частоты. Если у Вас PAL — поставьте NTSC. Если NTSC … попробуйте Euro36. Кадровую частоту Euro36 можно подобрать экспериментально.

А как менять частоты развёртки чипсета?

Для этого есть ряд программ типа MonEd или MonSpecsMUI. В них задаётся ряд параметров, который затем отписывается в tooltypes иконки видеорежима … это те самые параметры, которые упоминались выше для DblPAL.

Возможность менять частоты развёртки появилась в начиная с чипсета ECS (в OCS были 2 фиксированные частоты — PAL и NTSC). Режимы PAL и NTSC на ECS и AGA используют "зашитые" в чипсет частоты, и настройках их невозможна.

Все прочие режимы произвольно настраиваются. Для настроек частот для видеокарт используются программы из комплекта CyberGraphX или Picasso96.

Хочу подключить видеокарту к A1200 — а куда её, собственно, втыкать?

Есть несколько вариантов, в порядке убывания скорости:

Более подробно о этих вариантах:

AmigaOne1200 (прежнее название проекта &mdash Predator) представляет собой PPC акселератор, совмещённый с PCI слотами. Использование 68k акселератора не предусматривается, из-за чего могут возникнуть проблемы с совместимостью и быстродействием 68k приложений.

Установку BVision можно порекомендовать владельцам Blizzard PPC. Этот вариант хорош в частности тем, что вся конструкция умещается в "настольной" A1200.

G-Rex, вероятно, будет иметь бОльшую скорость работы, нежели Mediator, ввиду работы через слот PPC акселератора, а не Trapdoor. Однако область их применения ограничивается PPC акселераторами от Phase5/DCE.

Использование Mediatora — промежуточное по скорости решение, поскольку скорость доступа ограничена trapdoor-слотом акселераторов. Hо этот вариант не привязан к конкретной модели акселератора и весьма привлекателен по цене апгрейда, поскольку позволяет использовать оставшиеся после апгрейдов карты у пользователей PC — их можно купить очень дёшево.

ZorroIV — шина, представляющая собой нечто среднее между Z2 и Z3. Она имеет адресацию Z2 и 32-битный доступ Z3. Скорость доступа — такая же, как и у Mediator. По цене это менее привлекательный вариант, чем Mediator.

Установка Z3 backplane позволит использовать любые Z3 карты от A3/4000 (можно использовать и Z2 карты). Однако, этот вариант также потребует смены акселератора — на этот раз, на любой от A3/4000. Скорость Z3 карт уступает скорости BVision и последних PCI карт.

Установка AteoBus или Z2 backplane позволит оставить имеющийся аксель. Однако, это самый медленный вариант из перечисленных. Pixel64 (на AteoBus) примерно в полтора раза медленнее, чем CV64(3D) на Z3, самые быстрые Zorro2 карты медленнее Z3 раза в четыре. Вариант AteoBus интересен тем, что вместе со слотами AteoBus там присутствуют слоты ISA, и теоретически можно ставить сетевые карты, модемы и прочее.

Все приведённые решения кроме BVision, требуют перестановки компьютера в более просторный корпус. Читайте об этом в соответствующем разделе.

Хочу поставить видеокарту на A3000 или A4000. Что лучше выбрать?

Есть следующие варианты:

Соотношение скоростей то же, что и в случае A1200, описанном выше.

Самые быстрые Z3 карты — Cybervision64 и PicassoIV. CV64/3D несколько уступает по скорости CV64, однако имеет простенькую 3D акселерацию.

Денег на видеокарту нет, можно ли как-то ускорить работу чипсета?

Существуют следующие средства ускорения:

Перечисленные средства ускорят графику на 040/060 и AGA настолько, что становится возможным включить в MCP SolidWindowMoving, и SolidWindowSizing.

Проблем с совместимостью, как показала практика, не возникает.

Если не используются CGX/SUPERLAYERS, имеет смысл включить QuickLayers в MCP. Это значительно ускорит перерисовку окон с SmartRefresh.

Можно ли подключать AGP-видеокарты к Амиге?

К классической Амиге пока невозможно, однако работы в этом направлении ведутся. Заявлено два проекта: SharkPPC+ (вставляется в Mediator) и Predator (PCI-мост с AGP-слотом). Материнские платы AmigaOne и Pegasos штатно имеют AGP-слот.

Вместо курсора какой-то мусор.

Попробуйте обновить программу настроек PVS для Picasso96: http://us.aminet.net/gfx/board/PVS.lha

Warp3D почему-то не работает с моей видео-картой, хотя 3D-драйверы установлены правильно.

Если у вас A1200, то в ENVARC:PowerPC/GFXaddr пропишите адрес начала вашей видео-памяти "$200000". Для владельцев A3000/4000 нужно прописать адрес начала второго адресного пространства вашей Voodoo-карты, которое можно узнать, запустив утилиту PCIinfo.

Всё настроил для работы PCI-видеокарты, но вдруг стал прерываться и "похрюкивать" звук.

Проверьте параметр MemoryClock в иконке Voodoo-дайвера. Для Voodoo3 он должен быть 166. Если там не правильное значение, то пропишите нужное "руками". Hе используйте для этого программу настроек PVS, текущая версия не понимает этот параметр больше 110.

Многие старые игры/intro/demo не работают на моей видео-карте.

Hа самом деле они работают, но скорее всего используют ваш родной амижный видео-чипсет, а не видео-карту. Раньше на Амиге не было видео-карт, и игры писались под конкретный чипсет (OCS/ECS/AGA), учитывая его особенности, и рассчитывая, что результат будет виден на мониторах с поддержкой телевизионных частот развёртки. С появлением видео-карт появились и новые чипсеты. Большинство новых игр теперь поддерживают видео-карты. А в старые вам придётся играть либо на телевизоре, либо на мониторе, поддерживающем телевизионные частоты развёртки, либо используя scandoubler или flickerfixer.

Есть ещё один вариант. Попробуйте воспользоваться утилитами ModePro или NewMode с Аминета. Эти утилиты позволяют "перехватить" системный процесс открытия экрана, после чего вы можете выбрать нужное для вас разрешение на нужном мониторе. Однако часто и это не помогает, так как старые игры предпочитают открывать свои экраны не системными путями.


[Назад] [Дальше] [Содержание]
Сайт создан в системе uCoz