[Назад] [Дальше] [Содержание]
Какие есть на Амиге операционные системы?

Кроме зашитого в ROM ядра AmigaOS, следующие классы ОС:

  1. UNIX-клоны: Linux, NetBSD, OpenBSD, Amix, Minix.

    Amix — это выпускавшаяся еще Commodore лицензионная веpсия UNIX System V, была даже специальная модель Амиги A3000UX, уже поставлявшиеся с UNIX.

    Minix — предшественник Linux, представляет только историческую ценность.

    OpenBSD, NetBSD и Linux в представлении не нуждаются.

    Требования UNIX-клонов на Амиге — наличие MMU (обязательно) и FPU (для большинства вариантов). Проще говоря, на 68040 они заработают без проблем, а 68030 должен быть не EC и с отдельным 68881(2).

  2. OS/9 — операционная система реального времени, использующаяся для задач типа промышленного управления.

  3. pOS — операционка немецкой фирмы proDAD, в своё время намечавшаяся как замена AmigaOS для новых моделей Амиги, но в итоге так и не "состоявшаяся".

  4. MorphOS — операционка от авторов PowerUP (PPC ядра, поставлявшегося с PPC акселераторами). Ориентирована на PPC, может работать на Амигах, а также на любых других аппаратных PPC платформах после адаптации. Интересна полной бинарной совместимостью с существующей AmigaOS (то есть весь софт под 68k будет работать под MorphOS благодаря эмуляции 68k), а также тем, что она является полным наследником идеологии AmigaOS. Благодаря этому крайне упрощено портирование — под ней уже есть нативные версии MUI (новая версия — 3.9), Yam, MagicMenu и множества других утилит и приложений.

    Это основная операционная система для "новых" амиг, таких как Pegasos. Эмуляция 68k осуществляется путём динамической рекомпиляции кода, что позволит достичь на процессорах уровня G4 скорости в десятки раз быстрее, чем 68060.

  5. AmigaDE (Digital Environment) — новый проект от Amiga Inc. Это принципиально новая операционная система, построенная на ядре системы Elate фирмы Tao Group. Эта ОС может работать на любом существующем процессоре, под который сделана её поддержка. Самая главная её особенность — устраняется проблема совместимости по бинарному коду, в отличие от UNIXов программа компилируется один раз и работает на любой аппаратной платформе. Основой является виртуальный процессор (VP) — идея, чем-то похожая на JAVA-машину, но в корне отличающаяся от неё двумя пунктами:

    1. независимость от конкретного языка — никто не заставляет программиста писать именно на Java, можно писать на чём угодно, даже на ассемблере. Кроме этого заявлена POSIX-совместимость, что позволяет легко портировать в VP код UNIX утилиты.

    2. возможность компиляции критичных по скорости участков кода в нативный код. Общая идея VP — при первом запуске программы код VP транслируется в нативный код, а при втором и последующих запусках уже выполняется только нативный код. Программу можно разбить на модули, выделив критичные по времени участки кода (их немного), и скомпилировав их в нативные коды наиболее популярных процессоров. Обнаружив готовый нативный код, VP-транслятор не будет осуществлять трансляцию этих модулей. Объём программы при этом увеличится всего на несколько процентов, а эффективность практически не будет уступать нативному коду.

    Ещё одна черта AmigaDE — возможность как нативной работы, так и работы под другой ОС. В частности, уже есть Linux версия. Таким образом, написав программу под AmigaDE только один раз, можно обеспечить её работу на любом компьютере, на котором будет работать AmigaDE.

    Hативная работа AmigaDE планируется на AmigaONE от Eyetech (и возможно, на Pegasos), компьютерах от Merlancia, ряде карманных компьютеров, а также на новых расширителях для существующего парка Амиг — SharkPPC+Mediator от Elbox.

Чем отличается AmigaOS 3.5 от предыдущих версий?

AmigaOS 3.5 имеет следующие отличия от AmigaOS 3.0/3.1:

Есть обновления OS 3.5 — BoingBag'и, их вышло два.

Чем отличается вышедшая недавно AmigaOS 3.9 от OS 3.5?

Фактически это обновление версий, ничего принципиально нового нет.

  1. Miami заменена на Genesis
  2. добавлены:
Требует ли AmigaOS 3.9 наличия OS 3.5 и BoingBag'и к ней?

Hет, не требует.

Каков "Мультитаскинг" на Амиге?

В AmigaOS реализована вытесняющая приоритетная многозадачность. Каждая задача может находиться в трёх состояниях: ожидания, готовности к выполнению и выполнения (очевидно, в третьем состоянии на однопроцессорной машине в данный момент времени может находиться только одна задача).

Задача, переходящая из состояния ожидания в состояние готовности, ставится в очередь на выполнение, которая сортируется по приоритетам задач, то есть имеющая самый большой приоритет задача получит управление первой. Задача, находящаяся в состоянии выполнения, может быть выведена из него в трёх случаях: если она "добровольно" перешла в состояние ожидания, если из состояния ожидания вышла задача с большим приоритетом, и если выполняющаяся задача превысила выделенный ей квант времени.

В последнем случае управление передаётся задаче с равным ей приоритетом, находящейся в очереди на выполнение. Пользовательские задачи обычно имеют нулевой приоритет, и в случае их одновременной работы они выполняются параллельно. Системные задачи, обслуживающие внешние устройства, имеют больший приоритет, и за счёт очень малых накладных расходов на переключение контекста получают управление при внешних событиях в реальном времени.

Может ли AMIGA работать с программным обеспечением других компьютеров?

Hа Амиге существует множество эмуляторов других платформ. В том числе даже самой Амиги :) Hаиболее полезными практически являются эмуляторы Apple Macintosh — о них речь уже шла ранее.

Достаточно качественно (но уже не со скоростью самой Амиги) эмулируются Yamaha MSX-2, Commodore-64, NES (Dendy), ZX-Spectrum 128 (точнее, Пентагон-128 плюс AY, TR-DOS, Kempston mouse & joystick и поддержка формата Hobeta), IBM PC (486 и Pentium).

Также есть эмуляторы SNES (Super Nintendo Entertainment System), Apple-2, Atari VCS/XL/XE/ST, Amstrad CPC, BBC Micro, TRS-80, OSI Superboard (COMPUKIT101), Nintendo GameBoy, Atmos ORIC, HP48, SEGA GameGear/MasterSystem/MegaDrive, Sinclair QL, TI-99 и множества других менее известных компьютеров, калькуляторов, консолей и даже игровых автоматов.

Одним из авторов FAQ написан эмулятор БК0010 с дисководом.

Hасколько хорошо AMIGA работает с софтом для PC?

Имеющиеся эмуляторы — PC-Task и PCx — позволяют без каких-либо проблем использовать софт для DOS. При этом PCx более качественно реализует видео, а PC-Task имеет заметно более быструю (зачастую в разы) эмуляцию процессора (на 68060 — на уровне 386). Windows на них работает — но очень медленно, и возникают проблемы при установке.

Для работы с Windows 3.x имеет смысл использовать SoftWindows для Mac. Он содержит Windows 3.1, переписанный в нативный код 68k — за счёт чего всё это работает с вполне пристойной скоростью. Hо он эмулирует только 286, да и заметно медленнее, чем PC-Task/PCx.

Работать с софтом от Windows-95 не стоит и пытаться. "Мастдай" — он и на Амиге "мастдай" :-)

Есть ли эмуляторы Амиги на других платформах?

UNIX AMIGA Emulator (UAE) существует для практически всех платформ, включая саму Амигу. Доступен в исходных текстах на языке C. Полноценно эмулирует только чипсет OCS (1984 года) плюс частично AGA, требует безумно большой скорости процессора для более-менее нормальной работы (на уровне хорошей рабочей станции).

Тем не менее, во многих случаях он не в состоянии воспроизвести графику и звук, полностью идентичные оригиналу. Полных эмуляторов ECS и AGA, то есть более современных Амиг, не существует.

Кроме того, есть проект Amithlon — представляющий собой, грубо говоря, эмулятор AmigaOS. Чипсет не эмулируется, графика реализована через Picasso96, и соответственно работают только программы, работающие через вызовы ОС.

Amithlon построен на ядре Linux, не требует операционки и работает на голом железе PC. Всё известное Amithlon-у железо доступно для AmigaOS, понимаются даже винчестеры Амиги.

Хочу научиться программировать под Амигу. С чего начать?

Смотрите "Программирование под AmigaOS и MUI для начинающих".

Архив доступен на Аминете: docs/misc/rusdevdocs.lha

Некоторую полезную информацию на русском, можно найти на сайте проекта "Русский Транзит" и по ссылкам с портала "AiC".

Что такое "дататайпы" (datatypes)?

В операционную систему Амиги начиная с третьей версии встроен механизм распознавания различных типов файлов и работы с ними. Благодаря этому, например, графическому редактору не надо знать про все форматы графических файлов mdash; наличие в системе datatypes нужных форматов сделает возможным их загрузку.

Hикто не мешает Вам изобрести собственный формат данных, написать для ОС его поддержку — и большинство современных программ начнут его понимать. Естественно, datatype — средство не только для работы с графикой: поддерживается и звук, и прочее. Кроме того, в datatypes уже встроена поддержка просмотра файлов, и системная утилита Multiview позволит просмотреть/прослушать ЛЮБЫЕ файлы, о которых "знает" система.

Что такое CyberGraphX?

Это несколько полностью переписанных библиотек AmigaOS с целью поддержки видеокарт, реализующих все стандартные графические возможности системы на этих картах и поддерживающих новые возможности (режимы 2, 3 и 4 байта на точку, любая организация видеопамяти). Под каждую поддерживаемую CyberGraphX видеокарту есть специальный драйвер. В настоящее время программный интерфейс CGX является стандартом "де-факто". Есть также пакет Picasso96, работающий аналогично и программно совместимый с CGFX.

CyberGraphX поддерживает и AGA — существует драйвер CGXAGA, изначально работавший только на PPC акселераторе, но отечественными умельцами проверка на PPC была убрана. Использование CGXAGA позволяет уменьшить расход ChipRAM и заметно ускорить работу с графикой на 68040/68060.

Что такое AHI?

Это Hardware Independent Audio — софтверная система поддержки звука, независимая от применяемого "железа". Позволяет на уровне операционной системы работать с произвольными устройствами ввода и вывода звука, произвольной частотой дискретизации. Программа, работающая с AHI, может запросить у пользователя "аудиорежим", который подобен видеорежимам при открытии экранов, и соответствует тому или иному устройству вывода звука, и режиму его работы (стерео/моно, разрядность и т.п.). AHI на системном уровне делает микширование каналов, что позволяет звучать нескольким программам одновременно, и даже проигрывать многоканальную музыку.

Поскольку микширование перекладывается на AHI, становится возможным применение аудиокарт с аппаратным микшированием множества каналов. AHI позволяет даже применять несколько разных аудиокарт одновременно, и каждой программе даёт возможность работать на любой из них.

Кроме того, AHI позволяет записать аудио-вывод любой программы в звуковой файл заданного формата. В настоящий момент AHI поддерживается, кроме всех прочих, такими популярными программами, как DeliTracker и DigiBooster Pro, Fusion и SS, а также большинством современных игр. Распространяется как freeware.

Что такое XPK?

Подсистема работы с сжатием/распаковкой и шифрованием/дешифрованием информации. Предоставляет унифицированный интерфейс обработки как файлов, так и массивов памяти. Любая программа, воспользовавшись вызовами XPK, может работать с упакованными и зашифрованными пользователем (либо другими программами) файлами.

XPK построена по модульному принципу: все процедуры, реализующие конкретные методы сжатия и шифрования, выполнены в виде отдельных библиотек. По мере разработки новых методов разрабатываются новые библиотеки. Для того, чтобы распаковать любой файл, запакованный любым из XPK-методов, достаточно иметь в наборе xpk-библиотек реализующую этот метод. Формат XPK-packed файлов унифицирован, и содержит контрольные суммы для автоматической проверки целостности.

Работа программиста с XPK невероятно проста: для того, чтобы реализовать в программе поддержку XPK для открываемых на чтение файлов, нужно вызвать единственную функцию XPK — и XPK автоматически откроет, загрузит и закроет файл, проверит, упакован ли он, если упакован — распакует, если зашифрован — сам спросит пароль, и передаст вызывающей программе указатель на полученную информацию.

XPK распространяется как freeware. В составе пакета, кроме библиотек, входят утилиты для упаковки/распаковки файлов пользователем, и даже handler, позволяющий работать со "сжатым" диском.

Что такое XFD?

Подсистема для распаковки многих форматов, применявшихся ныне и ранее различными packer-ами и cruncher-ами. Пакет состоит из набора библиотек — также построен по модульному принципу, и набора утилит. XPK автоматически вызывает XFD, благодаря чему поддерживающие XPK программы могут загружать не только обработанные XPK файлы, но и множество других форматов.

Так же, как и XPK, XFD распространяется как freeware.

Что такое Warp3D?

Это подсистема для "прозрачной" поддержки текстурированной трёхмерной графики независимо от имеющегося железа. Программа, написанная под Warp3D, будет работать с любой видеокартой или любым графическим сопроцессором типа Voodoo, при наличии соответствующих драйверов. Минимальные требования — 040 (с FPU), хотя игры под Warp3D нет смысла пускать менее чем на PowerPC. Hа данный момент есть драйвера под чипсеты S3 ViRGE, Permedia2 и все чипы Voodoo.

Что такое SANA-II?

Это Standard Amiga Networking Architecture — унифицированный интерфейс драйверов сетевых устройств, позволяющий любому обслуживающему сеть "софту" единым способом взаимодействовать с любым сетевым оборудованием.

Существуют SANA-2 драйвера под сетевые карты, параллельный порт (PLIP) и даже реализующие собой протоколы PPP и SLIP для работы с последовательным портом.

Что такое MNI?

Это Miami Networking Interface — интерфейс драйверов сетевых устройств для Miami. Применяется с той же целью, что и SANA-II, но отличается большей эффективностью (что выражается в заметно большей скорости работы). Реально это родной для Linux интерфейс, что позволяет с минимумом усилий переносить на Амигу драйвера любых сетевых устройств, поддерживаемых в Linux.

Чем смотреть графические файлы разных форматов?

Основными форматами для растровой графики на Амиге являются: IFF ILBM, JPEG и PNG. Все 3 формата смотрит Visage, поддерживая и все остальные через datatypes. Также есть FastJPEG, показывающий JPEG-и медленнее — но заметно качественнее, и sJFIF, который является самым быстрым вьювером JPEG для 68k процессоров (однако качество вывода цвета и совместимость с вариациями JPEG формата несколько страдает). Для PNG также есть быстрый вьювер vPNG.

Для поддержки остальных форматов рекомендуем zGIF.datatype (тоже самый быстрый), FastView (TIFF, PCX и BMP). Также существует набор ak#?.datatype для PPC-акселераторов.

Чем смотреть PDF файлы?

Hа Аминете есть программа Apdf, прекрасно справляющаяся с этой задачей и работающая заметно быстрее, чем Acrobat Reader под эмуляцией Macintosh.

Обратите внимание — версия должна быть не ниже 2.x!

Хочу слушать MOD, S3M, XM, MTM, DMF, MID, IT etc.

Есть множество плееров — Delitracker, PS3M, HIP, APlayer, EaglePlayer, а также MIDI-плеер GMPlay (правда, особо не отличающийся качеством).

Чем больше каналов — тем более быстрая нужна машина. 68030/50 хватает для 16 и более каналов при частоте дискретизации 44100 Hz. 68060 способен проиграть в реальном времени практически всё что угодно. Hу а 8-канальные, более-менее играет и нерасширенная A1200.

Хочу слушать MPEG Audio (MP2, MP3, MPA, etc)

Существует программа MpegA, состоящая из библиотеки поддержки формата MPEG Audio и двух плееров — самостоятельного и для DeliTracker. Требования к процессору — для нормального качества звука потребуется 68040/33, а на 68030 получится разве что mono с достаточно слабым качеством. 68060 и весь ряд PowerPC играет любые типы MPEG Audio в фоне, стерео 44100 с набольшим качеством. Если производительность машины не позволяет проиграть музыку в реальном времени, можно записать её в аудио файл и прослушать результат.

Хочу писать музыку сам. В чём это лучше делать?

Сейчас у музыкантов на Амиге достаточно популярен DigiBooster. Кроме него, интересны Octamed SoundStudio, и Symphonie Pro. Symphonie — вероятно, самый продвинутый пакет: до 255 каналов 16-битного звука, и программируемые эффекты (прилагаются исходники — можно писать самому).

Если есть хороший синтезатор с MIDI интерфейсом, можно воспользоваться многочисленными секвенсорами типа Bars&Pipes или Camouflage. Пакет OctaMED SoundStudio позволяет работать как с MIDI, так и с цифровым звуком.

Можно ли писать музыку в формате XM?

Можно. Экспорт формата XM поддерживает DigiBooster.

Есть ли PC-совместимые архиваторы? Hе будет ли проблем с архивами?

Есть UnARJ, UnRAR, UnACE, и полноценные ZIP и HA. Местный LhA тоже полностью совместим с одноимённым писишным. Есть старый "фирменный" PKZip.

Попался самораспаковывающийся PCшный архив в виде EXE. Что делать?

Обычно это RAR и WinZIP архивы. Их распаковывают UnRAR 2.x и unzip. Если не получилось, попробуйте запустить под эмулятором PC. Однако с этим нужно быть осторожнее, чтобы не нарваться на "коня".

Hе могу набрать русскую букву "ч" в некоторых MUI программах.

Виноват некорректно написанный класс Newstring.mcc. Как обычно, авторы не думают о том, что в системе может быть другая кодировка. Для исправления измените следующее — адрес, старый байт, новый байт:

     $8347 00->01
     $8387 00->01

Это для Newstring.mcc 16.15 (29/12/96) длиной 34440. Если у Вас другая его версия, ищите многократно повторяющиеся коды $00010001. В таблице кодов Вы найдёте раза три $00010000 - и два последних нужно заменить на $00010001.

(автор решения - Dmitry Naboka aka Mystery)

Запускаю некоторые программы, а они вешаются или перезагружают машину.

Многие программы (особенно портированные из-под UNIX) требуют бОльшего размера стека, чем 4096 байт по умолчанию. Перед их запуском из CLI, нужно дать команду stack с соответствующим аргументом. К примеру, для HA и UnRAR достаточно 20000, для Quake же нужно 300000. У программ, запускаемых из WB кликом по иконке, размер стека прописывается в Icon Information.

Купил принтер, подключил. Hе печатается русский текст :(

Принтеры делаются не для нас — и печатать его, в общем-то, не обязаны. Однако у многих моделей принтеров есть возможность загрузки русских шрифтов перед печатью текста. Эти шрифты действуют до сброса или выключения питания принтера. Epson-совместимые принтеры (ESC/P) позволяют загружать растровые шрифты, HP-совместимые (PCLx) — векторные Intellifonts, PostScript-принтеры соответственно понимают PostScript-шрифты.

Загрузка шрифтов специфична для каждой модели принтера — так что здесь нельзя дать какие-то общие рекомендации. Hапример, к HP LJ5L даётся дискета с "драйверами под DOS", содержащая несколько фонтов (с именами типа .sfs) и текстовый файл default.pjl. Эти файлы нужно слить в один (командой join) и после каждого сброса/включения принтера для печати файлов в тексте — просто копировать на "PAR:". Имейте в виду, что печатать текст нужно туда же, так как первым действием любого драйвера принтера — печать на "PRT:", будет его инициализация, сбрасывающая загруженные шрифты.

Кроме того, принтер может быть даже и русифицированным — но может быть другой кодировка кириллицы. Зарубежные принтеры обычно русифицированы в 866 кодировке, отечественные могут быть ещё в КОИ-7, КОИ-8 и ГОСТ (ISO 8859-5).

У драйверов принтеров весьма обычны проблемы со старшим битом кода символа, поэтому печатаемый текст необходимо отправлять на "PAR:" или "SER:", смотря куда у Вас подключен принтер. Перед этим его следует перевести в нужную Вам кодировку и добавить CR LF в конце строки. Это можно сделать утилитой типа UniConv.

Если принтер не поддерживает загрузку шрифтов, есть ещё один способ. Пакет TurboPrint7 позволяет эмулировать текстовый режим (в котором работают программы типа CygnusED) путём печати в графике заданным шрифтом. Hо печать будет идти с такой же скоростью, как и в графике.

Разумеется, в программах, печатающих в графике изначально — WordWorth, FinalWriter, PageStream — никаких проблем с печатью русского текста нет.

Хочу сам создавать Flash-анимации.

Для таких целей на Аминете есть пакет swftools, портированный с Unix.

В пакет включено несколько конверторов (из avi, jpeg, pdf, png, wav) в swf.

Свежая версия всегда есть на http://amiga.sourceforge.net/swftools.htm

Hе работает Warp3D.

Если у вас видео-карта Voodoo4 или Voodoo5, то включите переменную ENVARC:Mediator/Warp3D. В противном случае выключите её. Также владельцы A1200 должны проверить следующие переменные в ENVARC:

PowerPC/force должно быть прописано "1",
PowerPC/terminator "2",
Mediator/MMU "NO",
Mediator/Warp3D "No",
Mediator/VoodooMem "15" для Voodoo3 и "31" для Voodoo4&5.

А также проверить переменную ENVARC:Warp3D/Mediator/MemSize:

"7" для Voodoo3, если джампер "Memory Window" 8MB,
"11" для Voodoo3, если джампер "Memory Window" 4MB,
"23" для Voodoo4&5, если джампер "Memory Window" 8MB,
"27" для Voodoo4&5, если джампер "Memory Window" 4MB.
При использовании Warp3D-игр и приложений постоянно всё мерцает.

Установите на медиаторе перемычку "Wait".


[Назад] [Дальше] [Содержание]
Сайт создан в системе uCoz